Централизация и децентрализация

Централизация и децентрализацияЦентрализация и её противоположность – децентрализация помогают многим усилиям бизнеса. Централизация – это возложение определённых функций, таких как закупки офисного оборудования, набор персонала или ценообразование, на отдельные департаменты компании. Это даёт больший контроль и более стандартизированные результаты решений. Децентрализация означает, что отдельным подразделениям компании, например представительствам в разных городах и странах, предоставляется возможность самостоятельно принимать решения. Средним вариантом является ситуация, когда штаб-квартира компании издаёт директивы, в рамках которых отдельные единицы обладают самостоятельностью в принятии решений.

Централизация – это попытка объединить функции или операции в одну функцию или операцию. Часто из этого получается экономия на объёмах или это имеет какой-нибудь другой эффект.

Подумайте об этом в следующем ключе:
McDonald’s является огромной франшизной организацией с тысячами отдельных ресторанов по всему миру. У McDonald’s каждый ресторан мог бы сам закупать себе сырьё, посуду и т.д. Однако благодаря тому, что McDonald’s покупает всё у малого количества поставщиков, то есть используя централизованную функцию поставок, McDonald’s может заказать поставщикам большие объёмы и получить большие скидки.

Если все закупки вы производите централизованно, то их больший масштаб принесёт вам скидки. Однако есть и другие причины, по которым стоит централизовать свои операции. Главная из них это контроль. Централизация такой функции, как, например, поставки или набор персонала, обеспечивает лучший контроль за издержками в зарплате, чем если бы несколько мелких единиц действовали согласно своим решениям. Централизация также может обеспечить больший контроль за качеством покупаемого сырья или за квалификацией принимаемых на работу.

Центральная функция, в чём бы она ни заключалась, не должна вмешиваться в сферу полномочий руководителей, которых она сама наделила этими полномочиями. Она может возложить эти полномочия на отдельные подразделения, например, предоставить отделу закупок работать с поставщиками, а не поручать это отдельным менеджерам. Или же центральная функция должна давать директивы, такие как ставки окладов для новых работников.

балансировать между стремлениями к централизации или децентрализации

Менеджеры постоянно ломают голову, насколько централизованным должен быть бизнес. Как часто происходит, их позиция зависит от того, на каком уровне в компании они находятся. Менеджеры высшего звена любят централизацию, поскольку получают благодаря ей больший контроль. Менеджеры низших звеньев предпочитают децентрализацию, поскольку тогда они смогут принимать самостоятельно больше решений. Они часто считают, что им легче принять хорошее решение в связи с тем, что они ближе к заказчикам и работникам, чем кто-то там наверху. Плюс им нужна власть, чтобы выполнять свою работу.

Компания должна балансировать между стремлениями к централизации или децентрализации. Если принятие решений осуществляется только централизованно, люди чувствуют себя автоматами. Но если чересчур много децентрализации, есть опасность потери контроля, особенно финансового и в области качества.

Раздел: Теория

Источник: BePrime.ru


Оставить комментарий: