Оптимизация налогов на примере McDonald’s

Любая компания любой страны мира постоянно озабочена решением одной и той же проблемы: «как увеличить прибыль и уменьшить налоговую нагрузку». А если взять во внимание налоговую систему РФ и неоднозначность трактовки некоторых моментов законодательства, то отечественным организациям можно только посочувствовать. Но российские представители компании McDonald’s нашли для себя возможность воспользоваться  таким положением вещей в налоговой сфере и уменьшить налоговую нагрузку по НДС почти в два раза.

В 2011 году Федеральный арбитражный суд Московского округа рассматривал дело о применении пониженной налоговой ставки НДС при реализации определенных продуктов питания. Инициаторами судебного спора выступили ЗАО «Москва-Макдональдс» и НИ ФНС России. Доводы McDonald’s основывались на существовании в законодательстве перечня товаров (а именно в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ), продажа которых может осуществляться с меньшей ставкой НДС.  Налоговая инспекция, в свою очередь, оперировала понятиями «товар» и «услуга». Основные ее доводы состояли в том, что «Макдональдс» не имеет право применять 10%-ую ставку НДС, поскольку организация не продает товар, а оказывает услугу общественного питания.

В итоге, суд обратился к налоговому кодексу для разъяснения этих терминов. П. 3 ст. 38 НК РФ гласит, что товар – это любое имущество, предназначенное для реализации. При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ под реализацией понимается передача права собственности на имущество. Тут же в п. 5 ст. 38 НК РФ описано понятие «услуги», которая подразумевает деятельность, не сопровождающуюся материальным результатом. А этот результат потребляется в процессе осуществления такой деятельности.

Налоговая инспекция настаивала на том, что ЗАО «Макдональдс» оказывает услуги. На что компания резонно возражала – ведь при взаимодействии «ресторан – покупатель» клиент получает материальные продукты питания, которые он может использовать по своему личному усмотрению. Другими словами, результат не ограничивается во времени и может быть реализован повторно, чего нельзя сделать с услугой. Другая классификация могла бы быть использована, если бы клиент оплачивал свой заказ на организацию какого-либо праздника, в стоимость которого уже входила бы стоимость продуктов. В этом случае можно было бы говорить об услуге. Но так как «Макдональдс» реализовывал продукцию как материальное благо, то он имеет право использовать льготную ставку НДС.

Решение Федерального арбитражного суда было принято в пользу ЗАО «Макдональдс», что повлекло за собой распространение информации в СМИ о приравнивании ресторана быстрого питания к гастроному, что не соответствует действительности. Речь шла об определенном перечне товаров, реализация которого происходит по сниженному НДС. И для закона не имеет значения, как именно происходит эта реализация. Благодаря этому делу многие владельцы ресторанов быстрого обслуживания сейчас пытаются добиться аналогичного уменьшения НДС, но, к сожалению, большинство из них не имеет таких возможностей как McDonald’s. Поэтому, время покажет, насколько лояльным может быть закон для обычных предпринимателей…

Раздел: Налоги

Источник: BePrime.ru


Оставить комментарий: