300% торговой наценки на товар — это много?
Сегодня любой потенциальный покупатель знает, что, приобретая товар, он переплачивает приличную сумму относительно реальной стоимости продукта. Во всем этом ему остается винить только продавцов, которые хотят заполучить колоссальную сверхприбыль, и поэтому делают громадные торговые наценки в размере 300-400% . Но так ли это на самом деле?
Очень часто мы слышим рассказы знакомых и друзей, которые ездили за границу и купили там оригинальную вещь по цене, которая ниже российской в несколько раз. Наиболее наглядным примером может служить одежда и обувь известных и дорогих брендов. В некоторых случаях, покупка за рубежом может окупить перелет, но, как показывают исследования маркетинговой компании «Комкон», только 5% людей среднего класса приобретает одежду таким способом. Другие представители этого класса предпочитают покупать необоснованно дорогие вещи в своей стране, вместо западного интернет-магазина, где аналогичная вещь обошлась бы в 2-3 раза дешевле. Откуда же берутся столь завышенные цены на российском рынке?
Большая часть одежды (около 80% всего рынка) завозится в страну из-за рубежа, а оставшаяся 20%-ая доля отечественного производства использует материалы, которые также импортируются. Владелец одной из прогрессивных российских компаний, которая шьет одежду в Китае, объясняет причину несостоятельности российского одежного рынка. Например, цена обычной юбки, сшитой в китайской провинции Гуандун, составляет около $5. К этой цене прибавляются расходы на логистику и транспортировку, составляющие порядка 12% от начальной цены. Глобальное удорожание товара происходит на границе, где согласно законодательным нормам необходимо заплатить более 40% государству. Такое поступление в бюджет состоит из 18%-ого налога на добавленную стоимость и 20%-ой пошлины. И уже по прибытию товара на место начинает действовать торговая наценка в размере 300%. Конечная цена 5-ти долларовой юбки составляет $31, или около 900 рублей. Если говорить об известных брендах, то здесь торговая наценка может превышать даже 500%. Такие цифры на первый взгляд могут показаться просто заоблачными. Однако у продавцов есть свои доводы и веские причины.
Практически вся торговая наценка расходуется на аренду и заработную плату персонала. На втором месте среди расходных статей находится оплата налогов и процентов по кредитам. А если еще взять в учет коммунальные услуги, то окончательная норма прибыли не будет превышать 10%. Рядовой ритейлер отдает арендодателю до 30% оборотных средств, что в 3-4 раза больше европейский стандартов (7-12%). Основная причина дороговизны торговых площадей – это желание застройщиков вернуть свои инвестиции за 2-3 года, что становится возможным благодаря дефициту предложения на российском рынке недвижимости.
Другими словами, высокие цены на российском рынке – это вовсе не результат заоблачных планов продавцов. Это – следствие рыночного стечения обстоятельств, которое вынуждает продавцов и производителей поднимать конечные цены для нивелирования непомерных расходов на доставку и обслуживание товара.