Анализ рынка продуктов быстрого приготовления
Современный ритм жизни настолько динамичен, что пребывающие в нем люди постоянно сталкиваются с элементарной проблемой нехватки времени для употребления пищи, которая, по идее, и должна поддерживать жизненный тонус современного человека. Многие производители уже давно поняли перспективность товаров и услуг, способных помочь динамичным людям утолить голод в условиях постоянного цейтнота. Рынок розничных продуктов быстрого питания в России подвержен постоянным колебаниям объемов, что в первую очередь связано с периодическими программами популяризации здорового образа жизни и повсеместным развитием бизнеса по предоставлению подобных услуг в специально оборудованных местах.
Наибольший рост рынка быстро приготавливаемых продуктов наблюдался еще в 1998 году, и составил тогда он 20%. Причиной этому послужила резкая популяризация и доступность американского образа жизни. Но в последующие годы увеличение рынка начало затихать, и в 2003 году появилась отрицательная динамика, которая уменьшила рынок в среднем на 8%. Наибольшие потери рынок быстрого питания продемонстрировал в Москве (почти 6%) и в Санкт-Петербурге (около 13%). С этого момента производители осознали необходимость кардинальных реорганизаций, в результате чего было разработано множество новых рецептур, главным акцентом которых было быстрое, но полезное питание. Начиная с 2004 года, рынок показывает ежегодные приросты своего объема, который в стоимостном выражении к 2007 году составил 1100 млн. долларов. С этого года увеличение сегмента продуктов быстрого питания остановилось, основными причинами чего послужили:
- Улучшение благосостояния населения. Большое количество потребителей перешли на более полезные продукты.
- Конкуренция со стороны продуктов-субститутов. Например, йогурты, сырки, творожки – эти товары в большинстве случаев могут выступать в качестве достойной замены.
- Увеличение на рынке количества крупных сетей общепита. Обороты крупных сетей ежегодно растут на 30-50%.
Было проведено множество опросов, согласно которым основными причинами употребления продуктов быстрого приготовления являются:
— быстрота приготовления – 61% ;
— отсутствие возможностей, чтобы приготовить пищу – 45%;
— вкусовые качества продукции – 32%;
— дешевизна – 28%.
Таким образом, производители могут быть уверены, что в будущем потребитель не собирается отказываться от продуктов быстрого приготовления. Но тенденции последних лет толкают компании на поиски новых путей привлечения покупателей, которые постоянно изменяют свои предпочтения. Как считают эксперты, беспроигрышным вариантов для производителей будет модернизация продукции в направлении увеличения ассортимента и повышения качества. Что касается текущих характеристик рынка, то итоговые показатели 2011 года дают следующую картину потребительских предпочтений:
— вермишель – 71%;
— картофель – 21%;
— каши – 8%.
Рынок продуктов быстрого питания можно назвать самым непредсказуемым, что делает его очень проблематичным для самих производителей. Конкурентные наступления идут со всех сторон: от обычных йогуртов до общепитов. Поэтому производители пытаются не просто создать хороший продукт, но и навязать потенциальным покупателям определенный стиль и концепцию жизни, которые бы предполагали употребление продуктов, требующих минимума, но, в то же время, позволяющих поддерживать динамичный образ жизни современного человека.
Очень содержательная статья, хотя цифры я не проверяла.
Отрицательная динамика в 2003 году, возможно, была вызвана также проблемами с желудком у потребителей.
Разнообразие продуктов быстрого питания хватает, а вот над качеством, действительно, стоит серьезно задуматься.