Городские пассажирские перевозки: статистика и перспективы
Рынок транспортных услуг, который объединяет грузо- и пассажироперевозки, на сегодняшний день является отдельной самостоятельно развивающейся отраслью, интегрированной практически во все сферы хозяйственной деятельности. Развитие этого рынка предопределяет величину спроса на продукцию отечественного автопрома, что является очень важным фактором успеха в развитии государства.
Маршрутное такси
Наиболее развитой сферой в Москве является предоставление услуг по перевозке людей. Выполнение этой миссии берут на себя маршрутные такси, автобусы, городские такси, электротранспорт. Услугами пассажирского транспорта только в столице РФ в 2011 году воспользовались 3,6 млрд человек, причем 60% из них — представители льготной категории. Годовой оборот частных маршрутных такси по Москве составил 650 млн. долларов, а по всей России — 2 млрд. долларов. Значительный спрос на этот вид транспорта обусловлен слабой конкуренцией со стороны тарифом муниципального транспорта. Сейчас в стране насчитывается всего 4 работающих коммунальных автопарка, а частных компаний — более 50.
Благодаря развитию городских пассажирских перевозок наблюдается рост спроса на маршрутные такси и автобусы среднего класса. Компания «ГАЗ» предоставила данные об увеличении объема производства в 2011 году на 14%, что в натуральном выражении составило 105 тыс. автомобилей. Относительно низкая цена на их продукцию, а также быстрая окупаемость дают надежду на дальнейшее увеличение спроса. В Москве автомобильный парк с учетом всех перевозчиков на 90% состоит из автомобилей модели «Газель».
Теневое такси
Наибольшее количество теневых перевозчиков наблюдается в таксомоторной сфере. В Москве готовой оборот этого сегмента составляет 680 млн. долларов (2011 год). Официальные участники ранка «такси» в лице диспетчерских служб и нескольких крупных компаний по количеству не превышают 10% от общего объема рынка. В натуральном выражении рынок таксомоторных перевозок в Москве насчитывает около 100 тыс. автомобилей. Основной тенденцией в развитии этой сферы является увеличение в парке автомобилей иностранного производства, которые покрывают премиум и бизнес сегменты. На них приходится более 30% рынка, а большая их часть работает в легальном секторе.
За последние два года правительство приняло ряд мер, которые направлены на вывод таксомоторных перевозок из тени. Были внедрены разрешительные процедуры, которые стимулируют выход на рынок крупных игроков. Такая перспектива будет способствовать улучшению качества предоставляемых услуг.
Электротранспорт
Большинство экспертов знают, что троллейбус по ряду технических параметров, не говоря уже об экологических показателях, превосходит автобус. Но электротранспорт сейчас преимущественно используется в областных центрах, и находится в ведении муниципальных предприятий. Количество произведенных троллейбусов в 2011 году снизилось на 40% и составило 236 штук. Этот объем не позволяет даже обеспечить замену устаревшей техники, которой ежегодно утилизируется около 700 штук. Таким образом, высокий уровень изношенности троллейбусного парка оказывает пагубное влияние на спрос среди населения. Специалисты высказывают мнение, что в скором времени наземный городской электротранспорт может совсем исчезнуть из транспортного оборота, проиграв войну автомобильному транспорту.
Электротранспорт теряет свои позиции потому что требует дополнительных вложений со стороны властей.Например, если говорить о троллейбусах, то на них ездят пенсионеры в основном. И это просто не рентабельно для государства. А вот маршрутки, такси — это быстро, и таким видом транспорта пользуется большая часть населения.