Мир брендов исчезнет навсегда
Раньше слово «бренд» приводило в замешательство многих маркетологов. Бренды не нуждались в рекламе, одно название такой торговой марки или товара могло стать промоушеном для магазина, который его продавал. Но все меняется. Сегодня, по утверждению маркетологов, наступили тяжелые времена для брендов. Некоторые из них быстро уходят с рынка, при этом попытки реанимации старых известных марок также не всегда помогают. Люди перестали ценить имя и не согласны больше переплачивать огромные суммы за популярный логотип на изделии.
Однако это не означает, что бренд как таковой больше не будет существовать. Сегодня есть компании и товары, которые, как и прежде, являются эталонами для многих, маркетинговые стратегии их продвижения и отличное качество позволяют им удерживать лидерские позиции. Примером может быть i-Pod или McDonalds. Таким образом, можно сделать вывод, что исчезает не брендинг как таковой, а с рынка уходят слабые игроки, которые оказались в числе лучших случайно.
Каким образом бренды вытесняют с рынка и кто этим занимается? Исчезают слабые торговые марки, раскрутка которых проводилась достаточно активно, чтобы вывести их в лидеры, но потребительские качества их товаров не позволил им долго удерживать свои позиции. Каждый может легко вспомнить известные марки дорогих напитков, пищевых продуктов, бытовой техники, автомобилей, которые долго считались элитными и их покупали как «статусный» товар. Прошло время и более дешевые, но при этом и более качественные товары вытеснили их с рынка. В экономике в этом случае принято говорить о демпинге. Но демпинг не способен погубить сильного игрока товарного рынка. А вот слабый — не выдерживает такого натиска.
Что касается того, кто выживает бренды с мирового рынка, здесь ответ очевиден – чаще всего это удается сделать Китаю. Дешевая рабочая сила, невысокая стоимость энергии для производства позволяют этой стране формировать вполне приемлемые цены. Что касается не всегда высокого качества, то сегодня Китай уже научился делать вполне пристойные вещи. Это касается не только одежды, бытовой техники (которая сегодня почти вся собирается именно здесь), но даже и автомобилей. Сегодня китайцы активно развивают свой автопром, поэтому можно ожидать, что очередной бренд вынужден будет уйти с рынка, когда на смену ему придет новый, выпускающий недорогой, но качественный китайский автомобиль. Сегодня, конечно, этой стране будет нужно еще долго трудиться для обеспечения высоких результатов в автомобилестроении, но разница между машинами, производимыми даже 5 лет тому назад, и нынешними – очень заметна.
Кроме совершенно слабых игроков рынка есть и те, которые имели ошеломляющий успех благодаря какому-то одному товару или изделию. Примером может послужить Motorola. Их телефон RAZR V3 был сверхпопулярен, приносил компании отличный доход и делал ей имя. Но кроме этой модели производителю больше нечего предложить покупателям. Остальные концепции их телефонов не выдерживают никакой критики. Именно поэтому сегодня ходят слухи о том, что Motorola скоро покинет рынок телефонии.
Стоит ли говорить о крахе системы брендинга? Пока, конечно, нет. Но все больше покупателей отворачивается от магазина, увидев вывеску со словом «бренд». Ведь сегодня все знают, что за такие вещи придется переплачивать ровно столько, сколько производитель затратил на рекламу. А действительно качественные товары, которые мало рекламируют, люди согласны покупать и так. Скорее всего, в скором времени отношение к понятию «бренда» изменится, оно станет более демократичным и доступным.