Проекты Microsoft: заработок или убытки
Старую, но в то же время актуальную, истину «деньги идут к деньгам» демонстрируют современному миру международные IT-гиганты, которые каждый год показывают колоссальные уровни прибыльности и доходов, несмотря на глобальный кризис. Конечно, монополизация рынка дает массу преимуществ основным игрокам, но и у них не всегда все идет «гладко».
Каждый проект, который должен принести миллиарды, подвергается жесточайшей борьбе с конкурентными аналогами или потребностями самих потенциальных покупателей. Ведь именно последние определяют то, насколько успешным будет новый продукт на рынке. И поэтому, даже могущественным IT-компаниям не всегда удается получать положительный результат от всех проектов.
Основным источником доходов компании Microsoft выступает операционная система Windows, которая, собственно говоря, и породила мощнейшую и наиболее влиятельную компьютерную фирму. Проданное количество копий седьмой версии Windows на сегодняшний день уже практически достигло 500 млн копий. А новая версия Microsoft Office 2011 разошлась тиражом 100 млн штук. Отличные показатели были получены и во вспомогательных подразделениях компании. Например, подразделение Server and Tools, которое занимается продажей сопутствующих Windows продуктов — SQL Server, System Center и Windows Server. Продажи Xbox 360 за минувший год выросли на 35%, что возводит подразделение Entertainment and Devices в ранг лидеров.
Это были примеры успешных проектов, приносящих Microsoft колоссальную прибыль, которой, по идее, должно бы было хватить на создание еще одной благотворительной организации с миллиардным бюджетом. Но, к сожалению, эта прибыль успешно нивелируется другими подразделениями, которые упорно продолжают «пожирать» общую рентабельность компании. Основным представителем касты «пожирателей» выступает интернет-подразделение. И это в то время как компания Стива Балмера всячески пытается переориентировать организационную бизнес-модель на получение основной массы доходов именно с интернета. На данный момент весь успех этой идеи сводится к тотальному финансированию интернет-подразделения и получению огромных финансовых убытков. За последние 2,5 года работы поисковика Microsoft потеряла 5,5 млдр долларов. А последние кварталы Bing приносит убытки в размере 1 млрд долларов каждые 3 месяца.
В конечном счете, компания Балмера продолжает зарабатывать деньги своим традиционным способом, продавая продукцию вместе с новыми персональными компьютерами. А интернет направление терпит полное фиаско, и причина этому только одна – долгий процесс запуска Bing. К моменту выхода на рынок этого продукта сегмент интернет-поиска был уже сформирован. Подвинуть Google компании Microsoft вряд ли удастся, хотя она делает отчаянные и обнадеживающие попытки. Компания даже заключила соглашения с AOL и Yahoo, но результат такого сотрудничества можно будет увидеть только через один-два года.
Таким образом, общая прибыль компании Microsoft постоянно колеблется в районе 6 млрд долларов, чего с трудом хватает на новые разработки и венчурное финансирование. Поэтому, руководство IT-гиганта все больше начинает склоняться к покупке готовых стартапов на тендерной основе вместо развития личных креативных отделов.
Не думаю, что Microsoft стоит чего-то бояться. Плохо себе представляю, что ближайшие 10 лет на рынок операционных систем сможет выйти такой игрок, который сможет захватить хотя бы половину того куска рынка, который захватила компания Microsoft.