Экономическое развитие регионов Российской Федерации

Регион – это определенная территория, обладающая рядом общих признаков и обладающая определенной целостностью ивзаимосвязанностью. Теоретически, границы региона не всегда совпадают с административно-территориальным делением государства. В настоящее время «Общероссийский классификатор экономических регионов» – (ОКЭР) делит территорию Российской Федерации на 12 экономических районов, каждый из которых включает несколько территориальных единиц.

Сегодня, экономические и социальные процессы движутся в сторону все большей регионализации, и это мировая тенденция, которая свойственна не только нашей стране. Все больше функций переходят к региональным уровням власти, усиливается роль региональных финансов, расширяется сфера их использования. На основе этих средств финансируются не только муниципальные учреждения здравоохранения, образования и коммунального обслуживания, но и ВУЗы, крупные центры здравоохранения, мероприятия по безопасности, охране окружающей среды, правопорядку. На региональных органах власти сегодня лежит обеспечение комплексного развития регионов и отдельных его сфер на своих территориях.

Это вызывает необходимость глобального укрепления и расширения финансовой базы регионов, совершенствование методов накопления и использования ресурсов регионов в сфере финансов. Сегодня, к сожалению, расходы региональных бюджетов часто превышают их доходы, тогда они получают дотации из вышестоящего бюджета. Правда, часто звучит мысль, что такие дотации провоцируют у региональных органов иждивенческую политику, так как останавливают развитие инициативы, выявление экономического потенциала на подведомственных территориях, а кроме того, делают невыгодным перевыполнение доходной части местных бюджетов и ослабляют финансовый контроль.

Но ликвидация дотационности этих бюджетов, бесспорно, ухудшит их положение. Поэтому, видимо, не всегда и не повсеместно следует бороться с дотациями всеми средствами. Во всяком случае, дотации необходимо сохранить там, где экономический потенциал не может обеспечить устойчивый доход в силу исторических и экологических особенностей местности. Это могут быть, например, города – исторические и архитектурные заповедники или области, имеющие на своей территории уникальные природные памятники. В других же случаях необходимо финансировать развитие именно местного производственного фундамента, который станет надежной основой для собственных стабильных доходов в перспективе. С целью получения объективных показателей развития региона используются данные статистики.

Показатели в рейтинге развития экономики региона включают в себя следующие моменты: региональный валовой продукт на душу населения - ВРП/Д (это общий объем товаров и услуг, произведенных на территории региона с расчетом на одного жителя региона); объем инвестиций на душу населения - ОИК/Д; рост энергопотребления в регионе (он показывает как развитие энергоемкой промышленности в регионе, так и повышение благосостояния граждан, ведь чем выше доход у населения, тем больше техники, потребляющей электричество); объем задолженности по заработной плате на – ЗЗП; денежные доходы в расчете на душу населения – ДД; общий объем оказанных платных услуг на душу населения (оборот розничной торговли) – РТУ.

Согласно этим данным лидирует по развитию экономики Московский регион: Москва занимает 1 место по номинальным денежным доходам на душу населения и суммарному объему платных услуг, оказанных на душу населения, находится в первой десятке по остальным показателям, отстает лишь по объему долгов по заработной плате – 25 место. Второе место традиционно занимает Санкт-Петербург – 3 место по денежным доходам,4 место по платным услугам на душу населения,7 место по росту энергопотребления. Правда, только 14 по валовому региональному продукту на душу населения, этот показатель самый высокий в Тюменской области, которая занимает третье место в общем рейтинге. За ней следуют Сахалинская, Томская, Свердловская, Московская области, Республика Коми и республика Соха (Якутия).

Слабее всего экономика Ивановской области, республики Тыва, Калмыкии, Курганской области, Кабардино-Балкарской Республики и Алтайского края. В десятку регионов с низким уровнем развития экономики входят также Ульяновская, Кировская, Тульская области и республика Адыгея. А если рассматривать уровень развития инфраструктуры, то к лидерам примкнут еще такие регионы, как Республика Татарстан, Белгородская, Липецкая, Омская, Калининградская и Рязанская области. Не способствует развитию экономики инфраструктура в Республиках Тыва, Корелия, Бурятия, а также в Ставропольском крае и Мурманской области. В международных рейтингах инвестиционной привлекательности регионов, Россия, к сожалению, поднялась в 2011 году всего на 120-е место со 124-го.

Хотя 10 % регионов России, зарубежные инвесторы все-таки оценивают как подходящие и даже комфортные для ведения бизнеса. Политика страны сегодня направлена на создание оптимальных условий для будущего процветания экономики каждого региона Российской Федерации.

Раздел: Знание

Источник: BePrime.ru


Оставить комментарий: