Методы расчета себестоимости

От того, насколько правильно в сложившейся ситуации будет выбран метод для расчета себестоимости продукции, зависит конечный эффект любой бизнес-деятельности, стремящейся быть конкурентоспособной на рынке. Большое количество экономистов не уделяют этому вопросу достаточное внимание, руководствуясь консервативными взглядами. Но ведь  специфика каждого производства требует индивидуального подхода во всем, и тем более — в подсчете себестоимости. Неправильно учтенные постоянные затраты, наличие «забытых» неликвидов на складе – все это приводит к нерелевантности конечных показателей эффективности предприятия.

На сегодняшний день наиболее востребованными способами расчета себестоимости являются попроцессный, попередельный, позаказный и пооперационный методы.

1. Попроцессный метод

Этот самый простой способ используется на предприятиях, работающих в непрерывном режиме и относящихся к массовым типам производства. Ярким примером может выступить энергетическое предприятие, для которого характерно отсутствие запасов готовой продукции. В этом случае используется либо одноступенчатая калькуляция (все расходы считаются производственными), либо двухступенчатая (расходы делятся на производственные и непроизводственные). Учитывая, что попроцессный метод актуален при отсутствии полуфабрикатов, которые могут появиться в результате наличия разных ритмов в цепочке производственных циклов, непроизводственные расходы подразумевают траты на реализацию готовой подукции.

2. Попередельный метод

Данный метод применяется на предприятиях, чей технологический цикл подразумевает несколько стадий производства. Передел – это обособленная совокупность операций, которая является частью общего технологического процесса. На промежуточных стадиях такого производства появляется множество полуфабрикатов, которые могут реализоваться или передаться далее по цепочке подразделений производства. Учитывая большую самостоятельность каждого передела, целесообразно использовать попередельный метод, который позволяет калькулировать себестоимость продукции для каждой обособленной стадии производства. Примерами предприятий, подходящих для данной методики, могут быть металлургические заводы, целлюлозно-бумажные, химические предприятия.

3. Позаказный метод

Специфика этого метода заключается в калькуляции расходов по отдельным заказам. Позаказный метод используется предприятиями, которые выпускают уникальную продукцию для каждого заказа. Его используют крупные авиа-, судо-, машиностроительные компании, производители мебели, поставщики аудиторских услуг. Объектов учета калькуляции и учета затрат служит отдельный заказ.

4. Пооперационный (партионный) метод

Данный метод является разновидностью позаказного. Он применяется в случае наличия индивидуального перечня операций для производства продукта по отдельному заказу. Но все-таки часть операций остается общей для всех видов выпускаемой продукции. Хорошим примером является производство мебели. Предприятие делает стандартные модули – шкафы, полки, тумбочки, которые согласно требованиям клиента подвергаются дальнейшей индивидуальной обработке. Стоимость заказа в этом случае определяется как сумма стоимостей отдельных модулей (операций).

Раздел: Теория

Источник: BePrime.ru


Оставить комментарий: